Заключительная часть интервью с Екатериной Финиковой на радио Шок. Екатерина делится советами по созданию идеального интерьера, психологии цвета и принципам дизайна, способствующим счастью и комфорту вашей семьи. Узнайте, как организовать уютное пространство и наполнить дом гармонией и теплом.
Начало интервью "Дизайн как инструмент счастья". Часть 1
Регина:
Я слышала интервью с Кузей из универа, вот Кузя в интервью Собчак сказал, что женщине нужна отдельная комната в квартире, где она будет проводить определённые дни цикла, чтобы не выносить своё плохое настроение на всю остальную семью. Как я понимаю, это в императорских семьях называлось будуар?
Катя:
С точки зрения психолога я не то, чтобы соглашусь с этим, но с точки зрения того, что женщине нужна отдельная комната — абсолютно точно.
Регина:
Как бы ты обставила отдельную комнату?
Катя:
В зависимости от того, для кого я её обставляю. Мы все разные, уникальные и для каждого человека своя история.
Регина:
А были заказы, где действительно просили отдельно мужскую комнату и отдельно женскую?
Катя:
Сейчас работаю над таким заказом.
Мы все разные, уникальные и для каждого человека своя история.
Регина:
Что просят как изюминку, в чём отличие между мужским и женским? Ну кроме розового и голубого.
Катя:
В женской комнате у нас будет арфа, а в мужской комнате — синтезатор.
Регина:
Это единственное отличие? То есть ты открываешь дверь, и если там арфа, то это женская часть, а если синтезатор, то мужская? А если поменять местами, то не те комнаты уже будут? А всё остальное одинаковое?
Катя:
А всё остальное предоставили на моё усмотрение.
Регина:
Но там будет розовенькое и голубенькое?
Катя:
Конечно нет, безусловно нет.
Регина:
Зелёное и жёлтое?
Катя:
Мы обсуждаем эти моменты.
Регина:
Хорошо, детские комнаты. Какие запросы чаще всего бывают на детские?
Катя:
На детские, к сожалению, чаще всего приходят именно варианты из Пинтереста, но опять же очень важно учитывать детскую психологию. Например, до 7 лет важно, чтобы у ребёнка была насмотренность цветовая простыми цветами, никаких сложных смешений. Формируются разные части головного мозга ребёнка именно до трёх лет, до 7 лет продолжается это формирование, и важно, чтобы дети видели настоящие, чистые цвета.
До 7 лет важно, чтобы у ребёнка была насмотренность цветовая простыми цветами, никаких сложных смешений.
Регина:
То есть красный, жёлтый, синий, зелёный?
Катя:
Да, и все эти дурацкие вырви-глаз цвета игрушек, и нам кажется — какой кошмар, можно же что-то такое лаконичное — нет, это нужно, действительно нужно для гармоничного развития. А дальше уже в зависимости от того, какой человек. Но всегда беспроигрышный вариант — это зелёный, голубой, розовый, жёлтый — в интерьере детской эти цвета очень хорошо работают.
Регина:
Сейчас многие, опять же Пинтерест, и многие каталоги показывают варианты устроить вместо письменного стола расширенный подоконник, что вроде как ребенок сразу сидит при нормальном свете, и это удобно. У меня два вопроса, как в этом случае происходит – подоконники же выше письменного стола как правило все-таки. Как в этом случае происходит – мы делаем более высокий стул, или мы как-то занижаем подоконник?
Катя:
Во-первых, к сожалению, перестали какие-то уже правила работать, бывают подоконники выше стола, бывают ниже стола...
Регина:
Но раньше всегда были выше.
Катя:
Сейчас абсолютно по-разному. Я неоднократно делала стол вместе с подоконником объединенные, и как-то выкручиваемся, находим разные варианты.
Регина:
Как решается проблема того, чтобы ребенка не продувало?
Катя:
Тут расположение его рабочего места…
Регина:
Нет, если мы делаем вот эту вот историю, что подоконник мы делаем письменным столом, там и снизу поддувает, и когда мы делаем какие-то микропроветривания оттуда тоже постоянно такой сквознячок идет.
Катя:
Снизу не поддувает, снизу обычно есть батарея. Опять же, если мы объединяем стол и подоконник, нельзя делать единое пространство, обязательно нужно оставить вентиляционное отверстие, чтобы теплый воздух шел вверх, и как раз делал тепловую завесу перед окном, то есть все это решается.
Регина:
Откуда берется мода на двухэтажные кровати, которые, скажем так, в эксплуатации не очень удобные? И я понимаю, когда, например маленькая комната и надо вместить много спальных мест, но часто это делается даже в комнатах, где можно было бы поставить две кровати.
Катя:
Ну, многие дети просто хотят, им нравится такое, они хотят спать наверху. Свой мир у них там, они себе так его представляют. Но чаще это обусловлено именно пространством, то есть мы хотим вместить как можно больше всего. Но да, бывает и такое что комната большая, но ребенок просит кровать на высоте, почему бы и да.
Регина:
Не удобно, маме не удобно обслуживать такую кровать.
Катя:
Когда ребенок совсем маленький, мы, наверное, не будем размещать ребенка наверху, хотя опять же бывают варианты. А когда ребенок уже подрос, то я обычно рекомендую, если помещение позволяет, оставлять либо кресло раздвижное, либо небольшой диванчик в детской комнате. Чтобы можно было при необходимости маме остаться вместе с ребенком, либо если ребенок заболел или плохо себя чувствует, мог временно переместиться на этот диван.
Регина:
Какие еще интересные элементы детской сейчас в моде?
Катя:
Сейчас нет такого чтобы модно одно или другое, все зависит от заказчиков. От их потребностей, увлечений и это в первую очередь нужно учитывать.
Регина:
Но самое необычное что ты делала в детской?
Катя:
У меня не было каких-то вариантов чтобы нужно было вместить что-то очень странное... Хотя, пожалуй, есть! В комнате моего сына стоит мотоцикл.
Регина:
Но он сам его туда вместил, не по твоему дизайну?
Катя:
Не по моему, но когда мы с ним обговаривали дизайн комнаты, то я понимала, что такой вариант тоже возможен. Поэтому я продумывала, чтобы это было более-менее гармонично.
Регина:
То есть у вас можно снимать следующую серию Дяди Федора, там они чинили в квартире Запорожец, а у вас – мотоцикл.
Катя:
Да-да.
Регина:
Мы продолжаем говорить о дизайне с Катей Финиковой. Катя, у тебя, я так поняла, очень интересный дизайн твоей квартиры. В детской у вас стоит мотоцикл, в спальне у вас стоит прялка, что у вас стоит в кухне?
Катя:
В кухне-гостиной у меня есть наличник над дверью. А, и стол у меня сделан из старого деревенского дверного полотна.
Регина:
То есть ты взяла дверь и превратила её в стол?
Катя:
Верно.
Регина:
Очень интересно. Как ты дошла до такой жизни?
Катя:
Это было такое потрясающее дерево, мне так нравилось его трогать и не хотелось отпускать, что в итоге мы примотали эту дверь к багажнику машины к верхнему, и привезли в город.
Регина:
В начале ты рассказывала, что вы путешествуете по деревням, ходите там по заброшенным, то есть вы взяли в какой-то заброшенной деревне отодрали дверь от дома и привезли к себе?
Катя:
Нет, конечно, никакого вандализма ни в коем случае нет, эта дверь была взята в моей деревне, где у меня два дома, и вот в одном из домов делали ремонт, там оказалась ненужная дверь и я её забрала.
Регина:
Так, у нас посыпались вопросы, радиослушатели задают нам их на сайте радио шок.ру в разделе Общение. Присутствие животных – собаки и кошки – влияет на выбор решений в интерьере?
Катя:
Конечно, обязательно нужно учитывать, но в первую очередь это про мебель-текстиль, про вот это всё, плюс да, и конечно напольные покрытия важно выбирать с учетом живности, которая будет проживать в пространстве.
Регина:
Но как я понимаю, это в любом случае выбор там между ламинатом и линолеумом, например.
Катя:
Почему так?
Регина:
Ну, а что у нас есть - ламинат, линолеум, кафель, гранит.
Катя:
Кварц-винил.
Регина:
И ковровое покрытие.
Катя:
Вариантов много, и нужно учитывать опять же, везде разные есть категории этих вариантов, поэтому тут нужно индивидуально смотреть, что нужно.
Регина:
Ну хорошо, а если у меня попугай, мне тоже нужно отдельный дизайн?
Катя:
Я, к сожалению, не сталкивалась пока с попугаями в интерьере, но если бы ко мне пришли владельцы попугая с просьбой сделать интерьер для них, я бы сначала изучила что нужно попугаям для полноценной счастливой жизни и да, как-то учитывала бы это в интерьере.
Регина:
Дорогие друзья, если у вас живет хомяк или крыса, обращайтесь к Екатерине, она изучит этих животных и их потребности.
Катя:
Мне важно, чтобы каждому члену семьи было удобно и комфортно в помещении.
Мне важно, чтобы каждому члену семьи было удобно и комфортно в помещении.
Регина:
А если потребности хомяка отличаются от потребностей хозяина квартиры?
Катя:
Значит будем искать компромиссы.
Регина:
Между хомяком и хозяином квартиры?
Так, вопрос. Красные обои в комнате это норм или тяжело жить в таком интерьере?
Катя:
Смотря для чего используется эта комната. Красный цвет очень интересные игры ведет с нашим мозгом, и мозг, например, отказывается логически рассуждать в красном цвете. Это про страсть, это про какую-то может быть злость. То есть, например, для супружеской спальни, в которой не принято отдыхать, красные стены это будет здорово. Но если это какое-то общественное пространство, то нужно быть готовым к каким-то склокам, к конфликтам.
Регина:
Детскую комнату в какой цвет лучше красить, чтобы дети лучше учились?
Катя:
Чтобы лучше учились, определенно в зеленый цвет. Он способствует логическому мышлению, он помогает в учебе, и даже достаточно поставить просто какую-то небольшую зеленую картину рядом с рабочим столом ребенка, и это уже будет хорошо влиять на него.
Регина:
А в кухне что лучше, чтобы…
Катя:
Лучше, чтобы что – есть или не есть?
Регина:
Хороший вопрос. Чтобы с аппетитом есть гречу с курой.
Катя:
Оранжевый цвет очень влияет на наш аппетит, в оранжевом интерьере нам хочется есть. Красные оттенки тоже могут влиять на аппетит.
Оранжевый цвет очень влияет на наш аппетит.
Зеленый способствует логическому мышлению.
Голубой и розовый цвет отлично расслабляют.
Фиолетовый немного магический цвет, связан с какими-то изысканиями, работой с подсознанием. Синий способствует обнулению, раздумью, но заставляет уходить в себя.
Регина:
А вообще как лучше - делать квартиру примерно однотонной, или каждое помещение лучше сделать в своем стиле?
Катя:
Каждое помещение в своем стиле - я бы не сказала, что это хорошая идея. То есть в любом случае должна быть какая-то общая концепция. При переходе из комнаты в комнату у нас не должно быть ощущения, что мы попадаем вообще в разные миры. То есть какой-то лейтмотив везде должен звучать, во всех помещениях. Но помещения могут быть разного цвета, и просто как-то перекликаться между собой.
Регина:
А как может перекликаться синий и зеленый?
Катя:
Мы можем добавить декор. Допустим, в одной комнате стены синие. Я не стала бы делать синие, но, допустим голубые, в другой комнате зеленые. И в зеленую комнату я либо сделаю какую-то полоску голубого цвета, либо я внесу вазу голубого цвета. В общем я это обыграю как-то так, чтобы каждый раз, когда я заходила в новое помещение, что-то меня относило бы к предыдущему.
Регина:
Я всегда в своей программе спрашиваю гостей об амбициях. Ну то есть в каждой профессии есть определенный уровень амбиций, к которому мы хотим прийти. Учитель может хотеть стать победителем или лауреатом конкурса Учитель года России, журналист может мечтать о какой-то премии или о каком-то супер-выступлении где-то. О чем мечтают дизайнеры, что является критерием амбиций, к чему хочется стремиться?
Катя:
Мне хочется, чтобы в как можно большем количестве домов люди чувствовали себя классно и комфортно. Если говорить про какие-то конкретные вещи, то, возможно, признание профессиональных журналов, возможно признание коллег. Но с точки зрения общих тенденций, чего бы хотели в целом декораторы и дизайнеры, я не думаю, что можно найти что-то общее.
Мне хочется, чтобы в как можно большем количестве домов люди чувствовали себя классно и комфортно.
Регина:
Как выражается признание коллег в среде дизайнеров?
Катя:
С уважением упоминаем друг о друге, с радостью делимся проектами друг друга, рассказываем об этом, это важно.
Регина:
У нас тут пришел новый вопрос. От Алексея, Lexx нам пишет: Как разграничить что есть дизайн, а что декор, дизайнер и декоратор – это разные профессии?
Катя:
Да, безусловно, это две разные профессии. Дизайнер как раз может заниматься более глобальными проектами, то есть это именно создание с нуля. Это и архитектурные элементы могут быть, это планировка, это электрика. То есть все чертежи технические – это к дизайнеру, расстановка мебели, эргономика тоже. Декоратор, естественно, тоже должен владеть и пониманием эргономики, но в основном он как раз вносит какие-то дополнительные элементы, доводит до совершенного гармоничного вида. Но многие работают, соединяя эти профессии, профессию дизайнера и декоратора. Я, например, работаю таким образом. Хотя я больше люблю проекты декораторские, когда несложными какими-то действиями за короткое время мы можем преобразить интерьер буквально до неузнаваемости.
Люблю проекты декораторские, когда несложными какими-то действиями за короткое время мы можем преобразить интерьер буквально до неузнаваемости.
Регина:
Бывают ли периоды творческого спада, когда ты смотришь в книгу и видишь не тот предмет?
Катя:
Конечно, это же творческая профессия, все равно нужна муза, нужно вдохновение.
Регина:
Где ты ищешь музу?
Катя:
Муза, муза… Музой работают мои друзья. Муза это путешествия, это природа, муза это походы на выставки, в музеи, то есть муза может нагрянуть совершенно неожиданно и в разных местах.
Регина:
Твои дети тоже ходят с тобой за музой по музеям и выставкам?
Катя:
У меня очень разные дети. Одного не затащишь, ну может быть только на мото-выставку или ретро-авто гараж. А другой может со мной куда-то сходить, но будет тщательно выбирать что именно ему нужно. То есть нет последователей моих, у каждого из них свой путь.
Регина:
Если говорить про живопись и культуру в целом, какой стиль тебе больше нравится, какой стиль тебя больше вдохновляет?
Катя:
Невозможно объединить каким-то одним названием стиль, когда мы говорим про живопись или что-то еще.
Регина:
Ну вот есть те, кто ходит смотреть только на мишек. И вот мишка – это настоящий, как он нарисован.
Катя:
Классическое искусство, современное искусство?
Регина:
Да, люди даже в классическом искусстве выбирают разное, есть различные направления. Есть люди, которые ходят смотреть только на мишек, вот “Мишки в Лесу” Шишкин. Вот, пожалуйста, Айвазовский – море в ста пятидесяти вариантах. Сказано море – нарисовано море. А есть те, кто ходит на современное искусство, где написано “квадрат”, а нарисован розовый треугольник, и все такие “вау, это квадрат”. Что из этого тебе больше нравится, что из этого тебя больше вдохновляет. И считаешь ли ты современное искусство действительно искусством в полноценном смысле этого слова?
Катя:
Сейчас я пришла в ту точку, когда поняла, что очень далека от современного искусства, и начала его изучать. Я хочу его понять, я хочу разобраться с ним, и постепенно пытаюсь как-то найти с ним точки соприкосновения. Пока не очень получается, честно говоря.
Регина:
У нас пришел вопрос на сайт radioshock.ru: Какая у вас фирменная фишка в декоре? Например, вы за яркость или за округлость форм? Одним словом, ваша отличительная черта и ваш почерк?
Катя:
Мне бы здесь хотелось сказать, что это какое-то соблюдение культурных кодов в интерьере. То есть для меня важно соблюсти историю места, я всегда ориентируюсь на то, где находится объект, какого года постройки объект, что за люди там живут и что за люди жили раньше. Например, в старых домах бывают очень интересные истории, и если есть что рассказать, я всегда стараюсь в новом интерьере рассказать эту историю.
Регина:
Например?
Катя:
Если мы возьмем для примера интерьеры в центре нашего прекрасного города Санкт-Петербурга, то в большинстве домов, в большинстве квартир жили многими поколениями, и это бывали очень интересные люди, интересные жители. Это могли быть музыканты, поэты, писатели, художники. И задача - рассказать такую историю. Часто люди покупают квартиру и не знают, что там было до этого, что было раньше, под слоями прошлого. Я стараюсь всегда узнать, что было раньше. Мы ковыряем стены, мы смотрим какие обои раньше были, какие покраски были. Иногда неожиданные совершенно лепнины могут возникнуть, или фрески, которые были заделаны и замазаны. И вот это всё я не могу игнорировать при создании интерьера, то есть это всегда нужно стараться сохранить. И зачастую попадаются мне именно такие заказчики, которые понимают эту важность и поддерживают мои идеи.
Регина:
Раньше практически в каждом доме, особенно если мы говорим про село, про деревню, был красный угол. Сейчас в современных интерьерах заказывают ли люди себе проект красного угла?
Катя:
Проект красного угла – я с таким не сталкивалась ни разу. Но на самом деле иконы в интерьере это тоже интересная тема, я её изучаю сейчас. Иконы в интерьере важно правильно разместить, и при этом важно соблюдать дизайн и традиции.
Регина:
И, как бы в противовес иконам, часто ли люди делают в квартирах собственные подборки фотографий, семейные какие-то архивы, распечатанные на стенах или это тоже уже что-то из прошлого века и сейчас уже так делают редко?
Катя:
Часто встречаются, конечно, люди любят свои воспоминания запечатлеть в фотографиях. И как напоминание о приятных поездках размещать их в своих интерьерах, я всегда поддерживаю такие идеи, нахожу интересные решения.
Регина:
Хрусталь в серванте?
Катя:
Почему бы и да.
Регина:
Делают до сих пор?
Катя:
Не часто, но встречаются.
Регина:
Им так и не пользуются, стоит до лучших времен?
Катя:
Я рьяно болею за то, что не нужно откладывать на завтра, и на какие-то прекрасные времена – хрусталь или что бы ни было еще. Всё лучшее сейчас, и хрусталь – сейчас.
Я рьяно болею за то, что не нужно откладывать на завтра, и на какие-то прекрасные времена – хрусталь или что бы ни было еще.
Всё лучшее сейчас, и хрусталь – сейчас.
Регина:
Какой Петербург Вы любите больше и вдохновляетесь – осенний золотой, после-осенний, зимний или летний? Почему-то забыли весну. Видимо, человек, который писал, не любит весну, потому что здесь предложили осень золотую, после осенний графический, зимний и летний, весны нет.
Катя:
Я люблю Петербург во все сезоны, я считаю, что у нас потрясающий город и ему к лицу совершенно разнообразные наряды.
Регина:
И 50 серых карандашей разного оттенка, да?
Катя:
Да, и это прекрасно.
Регина:
Катя, у нас совсем мало времени осталось, и в конце программы я всегда своим гостям даю два таких пункта. Первый пункт это - дать пять рекомендаций. Какие бы 5 рекомендаций от тебя как эксперта ты бы дала людям, которые сегодня слушали наш эфир, по созданию вдохновленного дизайна в их квартире.
Катя:
В первую очередь рекомендация это не принижать значение интерьера и своего дома, т.е. всегда важно слушать себя и понимать, что хочется, и отталкиваться от этого. Второе - расхламление, набившее аскомину - это обязательная рекомендация. Зачастую можно просто убрать лишнее, выкинуть хлам, и интерьер уже преображается.
Регина:
И тут я вспомнила про прялку…
Катя:
Это нет, это другое!
Регина:
Это деталь интерьера, да?
Катя:
Это другое. То есть, есть вещи, от которых нельзя избавляться и есть вещи, которые пылесборники и их стоит убирать обязательно. Третий пункт - важно слушать пожелания каждого члена семьи. Взрослые часто говорят – ну, это же дети, а я решил так и будем делать только так как я решаю. Нет, важно услышать. Я всегда когда делаю интерьер для своих заказчиков, спрашиваю отдельно, а чего хотят дети. И для детей у меня есть отдельная анкета, которую я прошу, чтобы даже если дети не умеют еще писать, родители заполнили со слов детей, потому что важно учитывать интересы каждого.
Регина:
Хорошо, а если в этот момент они скажут, хочу обои со свинкой Пеппой?
Катя:
Я не буду делать обои со свинкой Пеппой, но мы обязательно привнесем свинку Пеппу в интерьер.
Регина:
А чем обои плохи со свинкой Пеппой?
Катя:
Они очень быстро наскучат. Ребенок быстро растет, такие обои быстро утомят. Возможно, это будут постеры, много постеров, игрушки, статуэтки, или что-то еще. То есть, всё индивидуально. Но обои я не буду делать такие.
Регина:
Хорошо, это был третий пункт, дальше.
Катя:
Не экономить на полах, такой важный пункт сейчас вспомнился. Что можно ничего не делать со стенами, с потолком, с мебелью вообще ничего не делать, но хорошие полы – это безусловно козырь. Это всегда важно, и это то, на чем все держится. Так, и пятый пункт. Ну, наверное, хотя бы немножко, хотя бы чуть-чуть поизучать как цвета влияют на нас, и понять, что мы хотим в этих интерьерах, и в соответствии с этим уже разбираться с цветами.
Регина:
Татьяна пишет – Спасибо за крутейший эфир! Спасибо, что были с нами всю программу, задавали нам крутейшие вопросы.
Катя:
Благодарим!
Регина:
И у меня есть такой момент, когда я объявляю свободный микрофон, это время, когда можно сказать всё что угодно, не по теме: “мама, я на радио”, “привет-привет”, всё что угодно, свободный микрофон!
Катя:
Ну, раз мы здесь собрались по поводу дизайна, об этом и стоит нам поговорить еще чуть-чуть. Я хочу сказать, что действительно важно возвращаться домой, быть дома счастливым человеком, и интерьер играет огромную роль в этом. Здорово, когда приходишь и понимаешь, что да, я дома, что мне здесь хорошо. Потому что каждый наш день начинается здесь, здесь мы открываем глаза. И если то, что мы видим вокруг нас, не радует, то сложно создать себе счастливый день, когда ты открываешь глаза и вокруг грустно и печально. То есть очень важно стараться привнести какую-то радость для себя в своем интерьере, чтобы было хорошо, уютно, классно, здорово. И не обязательно это должно соответствовать каким-то мировым тенденциям, дизайну или чему то еще, или тому, что подруга сказала, что это самое модное. Нет, важно то, что нравится лично вам, важно то, что хочется лично вам, и если вам хочется прялку у кровати, то пусть она стоит. И всё можно обыграть, всё можно сделать гармоничным и удачно успешно разместить все это дело.
Здорово, когда приходишь и понимаешь, что да, я дома, что мне здесь хорошо.
Важно стараться привнести какую-то радость для себя в своем интерьере, чтобы было хорошо, уютно, классно, здорово.
Регина:
Спасибо большое, был очень полезный эфир. Последний вопрос – как нашим радиослушателям, которые заинтересовались в дизайне своего дома, своей квартиры, найти тебя в просторах интернета?
Катя:
У меня есть сайт с интересным названием finikovaya.ru, можно набрать в поисковике “Финикова Катя декоратор”, и выйти на мой сайт. Можно найти в телеграме, с сайта тоже есть ссылки на телеграм, Контакт я, к сожалению, забросила, наверное, нужно возвращаться и туда тоже, потому что там была группа с большим количеством подписчиков, но как-то не хватает времени и на это тоже.
Регина:
Также в анонсе к нашему сегодняшнему эфиру есть ссылка и на сайт, и на телеграм, и на Катину страницу вКонтакте, так что подписывайтесь, задавайте Екатерине вопросы, приходите к ней на консультации, приглашайте её к себе домой, она у вас что-нибудь в стене поковыряет и найдет.
Спасибо большое, было на самом деле очень интересно, стены у нас все-таки зеленые.
Катя:
А вот этим мы сейчас займемся, изучением цвета стен, колористикой.
Регина:
Катя, спасибо тебе большое, было классно!
Катя:
Регина, спасибо, что позвала, всем всего доброго, счастливого вечера!